Об отношении к себе

Главная Форум Общение и анализ Об отношении к себе

  • Автор
    Ответы
  • #1385
    DronDron
    Адепт

    Можно ли трепетно относиться к себе? Вот в чем вопрос.

    #1386
    פרלדהפרלדה
    Ученик

    Хороший вопрос!
    Смотря как и что или кого именно понимать под многогранной сущностью “я” 😯
    Я говорила о трепетном отношении к себе, как к проводнику бесконечного мира души и духа в конечный мир ограниченных форм…
    В разном возрасте один и тот же человек, говорящий о себе “я”, представляет собой разные миры.

    Вот хорошая суфийская притча о самоуважении

    ЛЕВ И ЛЬВЕНОК

    – Как мне найти себя…
    Кто, в самом деле, я?
    Ведь я – не только осязаемое тело.
    Во мне есть ум, воображение и дело,
    Есть чувства, мысли, опыт, знанье бытия…

    Я, рассмотрев свой ум, скажу ему:
    – Не я!
    А, испытав всю гамму чувств, не отыщу
    Ту сокровенную начинку, что хочу
    Найти, увидеть.
    Ведь ищу – то я… Себя.

    Что настоящее во мне, а что есть эго?
    Что здесь ошибочно, и где я нахожусь?
    Где мир реальный и туда ли я стремлюсь,
    И где глаза для созерцания ответа?

    Для обретения ответов бытия
    Идем путями посвящения мы к свету,
    Да в медитациях мы ищем соль ответа,
    Чтоб в совершенное зерцало видеть я.

    Мудрец рассказывал историю о том,
    Как Лев могучий, путешествуя в пустыне,
    Увидел Львенка средь овец… Подстать рабыне
    Он рабской жизни был тем стадом научен.

    Воспитан был средь овец, и сам не знал,
    Кто он такой, и как существенно различье!
    Послушный Львенок, соблюдая все обычаи,
    Со стадом вместе ото Льва и побежал…

    А удивленный Лев, увидев этот срам,
    Одним прыжком достиг его и заревел:
    – Постой, глупец! Поговорить с тобой хотел.
    Не убегай, малыш, доверься же глазам!

    Дрожащий Львенок отвечал ему:
    – Боюсь!
    Ах, отпусти меня, овцу, обратно в стадо!
    – Малыш, пойми, мне ничего совсем не надо.
    Лишь на себя ты посмотри, и я… нагнусь.

    Подвел он Львенка полумертвого к пруду
    И так сказал, к воде нагнувшись:
    – Угадай!
    Вот отраженья наши. Ну, смелей, дерзай!
    Кто ты на самом деле?
    С кем, и почему!

    Похож ли ты на тех овец, что убежали?
    Я не за ними гнался… глупый, за тобой!
    А эта встреча продиктована судьбой.
    Глаза и озеро тебе – то что сказали?

    Все время учимся мы видеть на Пути,
    Круша иллюзии и эго ложных форм:
    Когда же Истина, пройдя сквозь мыслей шторм,
    Откроет щедрые сокровища свои.

    Лишь для того, чтобы увидеть отраженье
    Свое в земных одеждах, лишь затем душа
    Рождает тело, мысли, чувства, не спеша…
    И создает теченье времени скольженья.

    #1387
    LiaLia
    Ученик

    Пара любопытных цитат из Дейла Карнеги. По-моему, они вполне подходят к теме “Об отношении к себе”, хотя по сути говорят об отношении к другим с учетом их – других – трепетного отношения к себе

    Во время президентства Келвина Кулиджа один из моих друзей был приглашен в Белый Дом на уикенд. Попав как-то в кабинет президента, он услышал как Кулидж сказал одной из своих секретарш: “На вас сегодня чудесное платье, вы очень привлекательны в нем”.

    Это была, вероятно, самая щедрая похвала, которой молчаливый Кел когда-либо одаривал какую-нибудь из секретарш в своей жизни. Это было так необычно и неожиданно, что девушка покраснела. Тогда Кулидж сказал: “Не волнуйтесь. Я сказал это просто, чтобы подбодрить вас. И мне бы хотелось, чтобы впредь вы расставляли знаки препинания более тщательно”.

    Его метод был, вероятно, несколько примитивен, но психологически великолепен. Нам всегда легче выслушивать неприятные вещи после того, как нас похвалят.

    Вот второе, наиболее известное, письмо Авраама Линкольна … Вероятно, Линкольн набросал это письмо за пять минут. Тем не менее оно было продано на аукционе в 1926 году за 12 000 долларов. Это больше, чем он смог накопить за полстолетия тяжелой работы.

    Письмо было написано 26 апреля 1863 года, в один из самых мрачных периодов гражданской войны…
    Я печатаю письмо здесь, так как оно показывает, как Линкольн пытался убедить одного строптивого генерала, когда от его действий зависела судьба нации.

    Это, может быть, самое резкое письмо, написанное Авраамом Линкольном после того, как он стал президентом, тем не менее, вы заметите, что прежде, чем говорить о серьезных ошибках, он сначала похвалил генерала Хукера.

    Да, это были тяжелые ошибки, но Линкольн не называл их так… Линкольн написал:

    “Существуют факты, из-за которых я не вполне доволен вами”. Говорите после этого о такте и дипломатии! Вот письмо Линкольна:

    “Я поставил вас во главе Потомакской Армии. Конечно, я сделал это на основании достаточных причин. Тем не менее считаю, что вам следовало бы знать, что существуют факты, из-за которых я не могу быть вполне доволен вами. Я верю, что вы храбрый, искусный солдат и, разумеется, ценю это.

    Верю также, что вы не примешиваете к своей профессии политику. И правильно делаете. Вы уверены в себе – это ценное, если не сказать необходимое качество.

    Вы честолюбивы, что в разумных пределах приносит скорее пользу, чем вред. Но думаю, что в то время, как генерал Берисайд командовал армией, вы позволили своему честолюбию взять верх над собой и третировали его, как могли. Этим вы причинили большое зло стране и заслуженному собрату-офицеру.

    Я слышал и в такой форме, что этому можно верить, будто вы сказали недавно, что армии и правительству требуется диктатор. Конечно, не из-за этого, а не смотря на это, предоставил я вам командование.

    Диктаторами могут стать только те генералы, которые добиваются успеха.

    Чего я добиваюсь от вас теперь – это военного успеха, рискуя ради этого даже возможностью диктатуры.

    Правительство поддержит вас во всем, в чем только может, и это не больше и не меньше того, что оно делает и будет делать для любого командующего. Очень боюсь, что дух порожденный в армии критикой ее командира, недоверием к нему обернется теперь против вас. Я помогу вам, в меру своих возможностей, преодолеть его.

    Ни вы, ни Наполеон, если бы он ожил, не сможет ничего добиться от армии, пока в ней господствует такой дух, и поэтому остерегайтесь теперь опрометчивости. Оберегайтесь опрометчивости, но с энергией и неусыпной бдительностью идите вперед и принесите нам победу”.

    #1388
    DronDron
    Адепт

    Спасибо. Судя по Вашим сообщениям, подробно и тщательно эта сторона отношения к себе не слишком проработана. Всем известны последствия болезненного самокопания, постоянной самокритики и недовольства собой. Иная крайность – потакание себе, неумение совладать с желаниями и эмоциями. Где-то, как-то этот вопрос так или иначе решается и возникает определенный стереотип отношений с собой. То, как это обычно происходит в жизни, не столь интересно.

    Совершенно иная ступень – осознание себя в качестве инструмента собственной воли или намерения. Традиционно этим занималась религия, выстраивая систему состояний, самооценок, систему внутренних ценностей. При этом предлагались отработанные веками схемы отношений с собой и миром. Ныне эту духовную культуру можно считать утраченной и религиозная система воспитания занимает свое место в ряду целого ряда систем и учений самого разного толка.

    Лично меня здесь интересует только один момент. Человек дан себе, как один из объектов нашего мира. Осознанно или нет, но мы себя используем в качестве средства достижения любой цели: свои способности, возможности, темперамент и характер. В какой-то момент приходит понимание, что качество всего перечисленного напрямую влияет на все стороны жизни.

    Ничего не существует вне отношений. Отношение к себе и взаимоотношения с собой, в конечном счете, определяют всю жизнь. Мир нам уже дан и эта данность реализуется через человека. Любая деятельность, от уборки квартиры до написания диссертации, непременно включает в себя самоорганизацию. И пределы этой самоорганизации неограниченны ничем, кроме как самим индивидом. Он сам ставит себе любые ограничения или молчаливо принимает навязанные ему.

    И однажды приходит осознание необходимости влиять на себя и управлять собой. И от успехов в этом предприятии зависит жизнь, ее восприятие, чувство ее наполненности и удовольствия от нее. Из состояния пассивного существования и вялого переползания в следующий день, приходит желание перейти в позицию активной стороны в акте бытия, из зрительного зала переместиться на сцену. При такой позиции на себя смотришь и относишься к себе иначе. И о трепетном отношении к себе думаешь в последнюю очередь.

    #1390
    פרלדהפרלדה
    Ученик

    Очень верно сказано, и Lia, и Dron, а какие чудесные цитаты, спасибо большое!

    Ничего не существует вне отношений. Отношение к себе и взаимоотношения с собой, в конечном счете, определяют всю жизнь

    И именно поэтому так важно понять, каждый раз заново, кто ты и с кем ты (в каждый новый момент) вступаешь во взаимоотношения.

    #1391
    DronDron
    Адепт

    И именно поэтому так важно понять, каждый раз заново, кто ты и с кем ты (в каждый новый момент) вступаешь во взаимоотношения.

    Это, конечно, важно. И, чаще всего, довольно быстро определяется. А вот в отношении себя все несколько запутанней. Что и как делать с собой… нет ничего на свете более неопределенного. Призывы типа: просто быть собой чаще всего никуда не ведут. Иногда это выглядит как обреченность быть собой. Но в этом быть собой есть промежутки, когда вдруг проявляется нечто мое и, в то же время, это мое просто так недостижимо. То есть, в мне есть только при определенных условиях или случайно проявляющиеся моменты или состояния, которые качественно отличаются от всей остальной жизни. Так где мне быть и что считать собой?

    Все сказанное не относится к человеку живущему на подъеме, в высокоинтенсивных состояниях, в которых происходит не столько анализ, сколько набор опыта и непрерывный внутренний рост. Молодость, талант, удачное стечение обстоятельств этому весьма способствует и… временно уводит в тень остальные проблемы.

    #1392
    פרלדהפרלדה
    Ученик

    Все сказанное не относится к человеку живущему на подъеме, в высокоинтенсивных состояниях, в которых происходит не столько анализ, сколько набор опыта и непрерывный внутренний рост…

    Да вопрос “кто я на самом деле?” возникает на определенном достигнутом уровне при анализе своих достижений, причем в каждом из нас… неизбежно, но с разной силой и, видимо, с разной целью 🙂
    Когда человек долго пребывает в среде себе подобных и привычных для понимания людей, то эта привычка становится тормозом, но и трамплином для более верного дальнейшего выбора. Он понимает, что именно ему уже не надо, а что надо – ищет, приближаясь и удаляясь от настоящей цели 🙂 Поиск прекращается только в одном случае, но тогда уже нет привычной окружающей среды и нет множества зеркал, то есть, мнений других о себе… Ведь мы очень зависимы именно от этих мнений, сторонних взглядов, оценки окружающих и близких людей… особенно от того, как нас воспринимают наши родные и любимые… Мы пытаемся превзойти себя ради них, даже неосознанно.

    Что и как делать с собой… нет ничего на свете более неопределенного. Призывы типа: просто быть собой чаще всего никуда не ведут. Иногда это выглядит как обреченность быть собой.

    Но каждый из нас знает ответ и на этот вопрос, и на все другие 🙂 Странным является то, что ответы различны, так ведь и мы различны. Мы и не должны быть похожими. Но бережное отношение к себе означает выделение своего главного качества или умения, таланта, и следование за ним до некоторого предела возможности. Потом происходит новая переоценка собственных приоритетов (новый этап самопознания) и так без конца… пока человек жив, он должен искать и идти вперед, до некоторого предела, границы своих ограниченных возможностей, расширяя и углубляя их по мере сил.

    Каждый из нас стремится найти и усилить в себе то лучшее, что дарит счастье, радость, улыбки… тем, кого мы любим, миру, в котором живем.
    Как же не быть бережным к лучшему в себе самих?

    #1393
    DronDron
    Адепт

    Ведь мы очень зависимы именно от этих мнений, сторонних взглядов, оценки окружающих и близких людей… особенно от того, как нас воспринимают наши родные и любимые… Мы пытаемся превзойти себя ради них, даже неосознанно.

    Сам выбор именно этого слова: “зависимость”, говорит о негативности этой зависимости. Любая зависимость негативна по сути. Любые мнения о тебе окружающих влияют, ограничивая или ослепляя. Самый первый и главный тормоз – я такой. Если человек – “фантастическое существо”, то тем самым он не вмещается в рамки любой “таковости”.

    Странным является то, что ответы различны, так ведь и мы различны.

    Так в чем же странность?

    бережное отношение к себе означает выделение своего главного качества или умения, таланта, и следование за ним до некоторого предела возможности

    пока человек жив, он должен искать и идти вперед, до некоторого предела, границы своих ограниченных возможностей, расширяя и углубляя их по мере сил

    Несколько обреченно это звучит, рефреном повторяемое слово “некоторый предел”. Предел, обычно, есть…но где он и как выглядит…Часто, это просто лень, инерция и прочие прелести обывательской психологии. В переводе на обычный язык это может звучать так: сколько ты готов заплатить за это, столько и получишь. Платишь временем, усилием, сосредоточенностью и т.д. Высшая плата-готовность умереть ради достижения Истины. Но на это способны единицы, что есть хорошо. Что было бы, если бы все так жили, имея нынешний уровень развития и культуры?

    Каждый из нас стремится найти и усилить в себе то лучшее, что дарит счастье, радость, улыбки… тем, кого мы любим, миру, в котором живем.

    Чаще на словах…

    Как же не быть бережным к лучшему в себе самих?

    Очень просто. Поменьше думать о себе. Это перекликается со словами Христа: кто хочет сохранить себя, тот себя потеряет. Но это слишком сложная для объяснения тема. Если относиться к себе, как к инструменту, то здесь нет места случайным вещам. Просто бережное отношение к себе – долг и обязанность перед близкими.

    #1394
    МагМаг
    Ученик

    Т.е. есть физическое тело – твой “костюм”, который нужно “чистить” и “стирать” и “гладить”… И чтобы близким и родным было приятно находиться рядом, то стараться не “завонять”? Хорошо, оставим костюм в покое. Но что же делать с эмоциями, мыслями, характером. Поменьше думать о себе и играть в маски шоу? Просто бережное отношение к себе – скорее всего, твоя собственная ответственность перед собой.

    Сам выбор именно этого слова: “зависимость”, говорит о негативности этой зависимости. Любая зависимость негативна по сути. Любые мнения о тебе окружающих влияют, ограничивая или ослепляя. Самый первый и главный тормоз – я такой. Если человек – “фантастическое существо”, то тем самым он не вмещается в рамки любой “таковости”.

    Почему тормоз – Я такой? Слова зависимость – свобода, негативность – позитивность. Качели! Я Такой – это уже третья точка, третий взгляд, а это уже некоторая устойчивость. А если вспомнить про стержень, ось. То устойчивость усиливается. Возникает естественная осознанность уже от того, что ты есть. Не будь тебя – кто заполнил бы эту пустоту? А далее без “хочу” – лень, без “могу” – униженность, без “создаю” жертвенность. А из хочу, могу, создаю – стержень, и из я такой – я такой. Да это только сегодня, в этом нет сомнения, завтра иначе. Но оно еще и не наступило.

    #1396
    DronDron
    Адепт

    Т.е. есть физическое тело – твой “костюм”, который нужно “чистить” и “стирать” и “гладить”…

    Это Вы о гигиене? Да, это важно и не забывать мыть руки до и после.

    А из хочу, могу, создаю – стержень, и из я такой – я такой. Да это только сегодня, в этом нет сомнения, завтра иначе. Но оно еще и не наступило.

    Не совсем ясно к какому выводу Вы хотите прийти.

  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.