Чакра-Муни, Суть Бытия

Главная Форум Общение и анализ Чакра-Муни, Суть Бытия

  • Автор
    Ответы
  • #830
    АватарИомдар
    Ученик

    Предлагаю обсудить этот древний мистический труд…
    Дошедшее до нас древнее эзотерическое произведение Суть Бытия (санскритское название Чакра-Муни) является, пожалуй, наиболее древним и почитаемым из дошедших до наших дней литературно-философских трактатов человеческой цивилизации. Источник происхождения, опередившего по уровню знаний человечество на тысячелетия, не поддается научному объяснению. Трактат по своей сути не является религиозным документом, но тем не менее оказал огромное влияние практически на все теологические учения и религии мира.

    Суть Бытия, Чакра-Муни

    1.
    Как пусто в полости глухой
    Средь стен незримых и безмерных,
    На дне безмолвья разум твой
    Познает истины Вселенной.

    2.
    Стеной из мысли круг замкнул
    Твое немое созерцанье,
    Безлика пустота вокруг,
    Ты отрешен от дней сиянья.

    3.
    Через покров прозрачной силы,
    Познав весь смысл бытия,
    Ты лицезреешь мир пустынный,
    Всмотрись – на всем печать конца.

    4.
    Нет под тобой земной опоры
    Нет ничего здесь, все лишь там,
    За куполом идей в неволе
    Жизнь, не познавшая нирван.

    5.
    Мир сложен в звездной пустоте,
    Как муравейник растревожен,
    В причинной связи замкнут свет,
    Ее ты сам увидеть должен.

    6.
    Сбрось с подсознанья хаос истин
    Пред бездной высшего пути,
    Здесь познавая смысл жизни
    Их надо вновь приобрести.

    7.
    Есть тайна тайн у мирозданья:
    В гробнице мозга власть лежит,
    Способная чрез расстоянья
    Материю преобразить.

    8.
    На острие могучей силы
    Взлети над замкнутой средой,
    И ощути весь мир всесильный
    И мир ничтожный под собой.

    9.
    Внутри бескрайнего пространства,
    Среди энергий сжатых в нем,
    Соотнеси себя с сим царством,
    Переосмыслив бытие.

    10.
    Ты будешь выше и сильнее
    Других, чья воля под твоей,
    Ты будешь видеть их не зрея
    И слышать мысли у людей.

    11.
    Туманный дух ушедших в прах
    Пусть снизойдет к тебе из бездны
    И оживит пустыни мрак
    Скопленьем мысли и надежды.

    12.
    Ты удлинишь свой скромный век,
    Познав в мгновенья опыт сотен.
    Мудр, но бессилен человек
    Пред временем своей же плоти.

    13.
    От естества не отрекаясь,
    В оковах плодоносных будь,
    Мир в окруженьи познавая,
    Продолжи в поколеньях путь.

    14.
    Не подавляй инстинктов жизни,
    Но сохраняй их чистоту,
    Гармония должна быть смыслом,
    А разум – мерою всему.

    15.
    Внутри тебя и вне тебя
    Два мира – внутренний и внешний,
    Один в другой переходя,
    Едины есть в борьбе извечной.

    16.
    Соприкасаясь с миром тем,
    Владея всем, что он дает,
    Не забывай цикличность дней:
    Все будет прахом, все уйдет.

    17.
    Ничто не вечно в мире этом,
    Но смерть бессмертию сродни,
    Не исчезаешь здесь бесследно –
    Меняешь формы жизни ты.

    18.
    Ты умираешь лишь душою
    И частью разума, но дух
    Вновь возрождается с землею,
    Путь в мыслях оставляя свой.

    19.
    Уже своим существованьем
    Ты изменяешь мир собой,
    Часть вещества перемещая,
    Если б не жил, он был другой.

    20.
    И потому уйти не бойся:
    Конца в системе мира нет,
    Но не стремись уйти без пользы,
    Дай жизнь другим, оставив след.

    21.
    В движеньи бурного потока
    Страстей, в объятьях суеты,
    Ищи гармонию и помни:
    Ты есть творец своей судьбы.

    22.
    И пусть бессилен ты пред небом
    И перед волями других,
    С покоем в мыслях следуй к целям,
    Их смыслом наполняя дни.

    23.
    Ты есть ни первый, ни последний,
    В ряду ушедших в мир иной,
    Но мысли, улетая в бездну,
    Не исчезают за тобой.

    24.
    Пусть поле мудрости в эфире,
    Блуждая среди звезд и тьмы,
    Ядро энергии и силы,
    Прозренье даст тебе и смысл.

    25.
    Блуждая взором меж светил,
    Среди глубокой мглы небес,
    Пойми, что многослоен мир,
    Он временем разорван весь.

    26.
    Мир многоликий, многократный,
    Но время в плен его взяло,
    В цепях движенья без возврата,
    Все тут уже предрешено.

    27.
    Что плоско – это лишь поверхность,
    В объеме тел и есть их суть,
    У времени, летящем в вечность,
    Есть измеренье ввысь и в глубь.

    28.
    Спираль пространства в лабиринте,
    Где время властвует над всем,
    Несется в поисках укрытья,
    Но выход не найдет нигде.

    29.
    Вселенной круг замкнул кольцо,
    Слилось в одно конец с началом,
    Все стало определено
    И раскрошился мир частями.

    30.
    Взрывался космос, распадаясь,
    Мир возникал и погибал,
    Рвалась материя сжимаясь,
    Чтоб снова рваться и пылать.

    31.
    И бесконечной чередою
    Все повторяется опять,
    Как отраженье в глади моря
    Миров двойных безумный ряд.

    32.
    Цепь циклов миросозиданья
    Лишь может разум разорвать,
    Но времени Вселенной мало,
    Чтоб разум мочь такой создать.

    33.
    Еще есть тайна в сути мира –
    Нет абсолютной пустоты,
    В пустой системе скрыта сила,
    Подобия ей не найти.

    34.
    Вся пустота – частиц сцепленье,
    Своей энергией они,
    Сковав меж себя притяженье,
    Пространство изогнули вкривь.

    35.
    А где темница этой силы
    Не в силах удержать ее,
    Там образуются светила,
    Материя из ничего.

    36.
    И растянувшись до предела,
    Опять вбирает пустота
    Все то, что вновь создать успела,
    Чтоб после сжатья вновь начать.

    37.
    И в этой бездне беспредельной,
    В потоке времени летит
    Песчинка с нею несравненна,
    Тебе где суждено прожить.

    38.
    Но чтобы вырваться из плена
    И сопредельный мир познать,
    Сначало людям нужно время,
    Чтоб на земле существовать.

    39.
    На смену жизни смерть приходит,
    Но жизнь на смену не всегда,
    Об этом людям нужно помнить,
    Чтоб не угаснуть на века.

    40.
    Чем больше вещества в системе,
    Тем меньше скорости внутри,
    Полями замедляя время,
    Пространство ограждает жизнь.

    41.
    Но если сжать пространство силой
    И время им насквозь пронзить,
    Поля здесь образуют дыру,
    Где скорость лишь мгновенья миг.

    42.
    Расступится стена безмолвья,
    Часть космоса падет к ногам,
    И разум вознесется к звездам,
    Но он не сможет все познать.

    43.
    Познанье беспредельно в мире,
    Где, мыслью озаряя путь,
    На сто локтей вперед ты видишь,
    А миллионы в мраке ждут.

    44.
    Само познанье не едино,
    Оно для опыта дано,
    Чтоб оценить систему мира,
    Как по частям, так и всего.

    45.
    Чем глубже глубина познанья,
    Тем тоньше уясним себе
    Законы миросозиданья,
    Законы жизни на земле.

    46.
    Развития закономерность,
    В цепи событий отразясь,
    Систему мира равномерно
    Распределило, чтоб создать.

    47.
    Всепоглощающим единством
    Ось жизненная пронзена,
    И хаос, кажущийся диким,
    Сам гармоничен для себя.

    48.
    Ты часть субстанции разумной,
    Плод тех, кто жил и будет жить.
    И Я твое – часть силы мудрой,
    Не осознавшей связи нить.

    49.
    Но, чтобы вновь открыть себя
    И ощутить единства связь,
    Объедини свое ты Я,
    Его пойми и волю дай.

    50.
    Я сплетено из трех начал:
    Одно – ты сам, как центр мира,
    Второе создано другими, чтоб ты их в мыслях осознал,
    А третье Я – инстинктов сила.

    51.
    Познай же самого себя,
    Чтоб плоть тебе подвластна стала,
    Чтоб Я здесь волю обрело
    И всю плоть в целое собрало.

    52.
    Когда оковы все спадут,
    И Я познает власть свершенья,
    Тогда послушен станет круг
    Всех тел, доступных ощущенью.

    53.
    Для разума пределов нет,
    Посредством воли и уменья,
    Ты, как стрелой пронзишь мысль тех,
    Чье поле выбрано для цели.

    54.
    И как вершитель их судьбы,
    Своею властью, данной духом,
    Ты будешь управлять людьми
    За горизонтом глаз и слуха.

    55.
    Не сразу, медленно придет
    Владенье силою безмерной,
    Как света луч, она пробъет
    Мрак, созданный щитом пределов.

    56.
    Из мощи мозга исходящим,
    Ты, сокрушающим лучом,
    Себе других откроешь страсти,
    Вся ночь сознанья – станет днем.

    57.
    Безликих тел бездушный круг,
    Природой, жизнью обделенный,
    Ты сдвинуть с места сможешь вдруг,
    Перемещать согласно воли.

    58.
    А после, развивая силу,
    Заполнив разумом тела,
    Ты установишь связь с эфиром,
    Где высший разум ждет тебя.

    59.
    И оторвавшись от себя
    Ты раздвоишься сам с собою,
    Соединив земное Я,
    С тем, что витает над тобою.

    60.
    Ты, как феномен бытия,
    Я свое собственное создал
    Из всеобъемлющего Я,
    Чтобы его пополнить после.

    А.Б. Бутурлин, В.А. Дятлов, Г.А. Кирпичников – “Феномен аномальных явлений с точки зрения биофизики”

    #831
    ТрофТроф
    Ученик

    Ну начнем с того, что Чакра-муни это манускрипт очень широко известный, а приведенный отрывок лишь малая часть Общей части (вступительной), тогда как общая часть вместе с основной частью (специальной) насчитывает до 2 тысяч катренов (некоторые ученые утверждают, что и это число не полное, а их около 5 тысяч). Диспуты о Чакра-муни идут на многих форумах интернета – по поисковикам я насчитал около 60 – не считая узкоспециализированных. Много чисто научных работ, в частности книги Азова, Лукашева, Гордовского, работы академика В.Н. Топорова и многих других. Из последних – очень интересна работа Гордовского: Концепция пространства и времени в катренах Чакра Муни

    Все специалисты сходятся во мнениях, что средняя датировка создания Чакра-муни (манускрипт известен у разных народов и имеет разные названия) это примерно III-IV тысячелетие до н.э. или около 5-6 тысяч лет назад – в эпоху так называемого “золотого века”, хотя есть и иные почти зрения. Естественно если не рассматривать в качестве источника мифическую Атлантиду (египтяне считали родиной катренов именно ее). Многие специалисты считают упражнения в специальной части Чакра-муни основой создания йоги в древней Индии. Но самый сложный вопрос – определить “источник происхождения, опередившего по уровню знаний человечество на тысячелетия (В.Н. Топоров)”. Сейчас наиболее перспективной версией происхождения катренов является т.н. Аркаимская или Протоарийская концепция. Причем многое еще до сих пор науке предстоит понять, и еще многое остается неизвестно…

    #837
    ИскательИскатель
    Адепт

    Меня тоже очень заинтересовала проблема первоисточника для этих эзотерических знаний. Мое мнение что таких источников могло быть только три:
    1. Какая-то земная сверхцивилизация. Например Атлантида или ее протоарийский аналог – Аркаимская цивилизация, в последствии погибшая или эволюционировавшая с потерей части накопленного опыта, но оставившая нам осколки своих знаний.
    2. Палеонтологический контакт с внеземной сверхцивилизацией, т.е. знания переданные инопланетянами нашим древним предкам. Намек на такие контакты существуют у разных народов и в различных древних сказаниях.
    3. И наконец прямой выход наших предков в высшее информационное поле (матрицу) и считка ими информации об окружающем их мире. Возможно ли такое? Вопрос в другом, если такое информационное поле есть, то я думаю возможно.

    Что касается содержания, то это вопрос достаточно сложный и спорный. Не даром в поздних вариантах этих катренов, почти после каждой строки шли подстрочные комментарии философов, магов, жрецов или монахов – тех кто переписывал тексты и пытался их интерпретировать.

    Позволю себе процитировать академика В.Н. Топорова из его доклада в РАН о сложности интерпретации смысла катренов:

    «Не всегда переводчики могли найти эквивалентное значение слов при переводах, некоторые значения полностью утеряны, у других изменился смысл. Так что определенные искажения первоначального текста неизбежны, например, в санскрите свыше 20 понятий пространства, а в настоящем переводе их 4-5, которые и заменяют большинство из значений. Это же можно сказать про такие термины и понятия, как дух, душа, поле, разум, которые отличаются значительным количеством смысловых интерпретаций не имеющих современных аналогов. Например, на русском языке воду можно назвать только водой, и ни как иначе. На санскрите же ее можно назвать ар, ambhas, udaka, udan, kilala, jala, toya, dharya, payas, vari, salila, hala.

    Современный перевод на русский язык сделан с целью как можно ближе приспособить философское звучание трактата к нашему времени. К сожалению, приходилось жертвовать формой стихов, некоторой смысловой интерпретацией, понятиями в тексте, заменяя их на более доступные и современные для нашего времени, разговорной речи и терминологии.»

    Так что давайте попробуем разобраться сами 🙂

    #840
    ТрофТроф
    Ученик

    Согласен, что санскрит очень богатый язык и сложен для правильной интерпретации, но и зато он может лучше всего передать первоначальный текст катренов. Для перевода же не обязательно брать древне-санскритский текст Брахми, можно использовать поздне-санскритский текст Чакра-муни или еще более поздний текст Самаранга.

    В конце концов на санскрите мир клином не сошелся – можно использовать древнеперсидский вариант “заветы Ахурамазды”, на основе которых канон “Авеста” написан.
    Или древне-египетский вариант – Завещание бога Птах, основа Книги мертвых египтян. Но там сложно давать интерпретацию – сложный перевод и ограниченный запас терминов.
    С древне-греческого источника я считаю, что перевод делать не стоит – он списан полностью с египетского со своими представлениями – он вряд ли чего-нибудь нам прибавит.

    #841
    ИскательИскатель
    Адепт

    Простите Троф – я не понял, что вы предлагаете? Нам самим снова перевести катрены Чакра-муни с древнеперсидского или санскрита? Я уверен, что лучше, чем это сделали специалисты института Востоковедения Академии наук под руководством проф. Топорова- нам не удастся! Проще сделать перевод с английского академического перевода еще конца 19 века. Но наш последний перевод на русский сделан в конце 70-х годов ХХ века и я думаю, что он на много лучше! 🙂
    Продуктивней говорить о содержании катренов, чем искать смысл в переводах и запутаться еще больше! 🙂

    #849
    ТрофТроф
    Ученик

    Хорошо, можно и по содержанию.
    Чтобы правильно оценить его, надо помнить, что это лишь малый отрывок и часть Вводной части, где не может быть конкретной методики познания. В ней присутствует лишь психологическая настройка на восприятие и образ общих целей познания для обучения. Теперь по существу:
    1. Первые шесть катренов это настройка для медитации и сосредоточение на тексте.
    2. С 7 по 24 катрен описываются скрытые возможности вашего организма и ваше духовно-физическое взаимоотношение с миром. Здесь для меня очень интересен 18 катрен:

    “Ты умираешь лишь душою
    И частью разума, но дух
    Вновь возрождается с землею,
    Путь в мыслях оставляя свой.”

    Тут видно четкое различие между понятиями душа и дух. Душа – эмоциональная составляющая умирает – энергетически разлагается. А дух – информационно-интеллектуальная часть сохраняется и используется в дальнейшем как составная часть другого разума.

    3. С 25 по 36 катрен идет описание космической структуры мира и принципов его построения.
    В этом отрезке для меня очень интересен намек на многовекторность времени и внутреннюю структуру вакуума (пустоты).

    4. А с 36 практически до конца отрывка (до 60) идет описание места человечества в этом мире, цели и возможности, которые посвящаемый человек должен достигнуть и способности, какими он будет обладать в результате обучения. И самое главное – его отношение к Сверхсознанию, сверхразуму, полю, может быть Богу, частью которого этот человек и является.

    Вот вкратце разбор содержания. Хотя по каждому катрену можно организовать вообще отдельный диспут.

    #851
    МагМаг
    Ученик

    Очень интересная дискуссия! Троф, прекрасно рассуждаете – все правильно. Но только ведь вопрос в том, что обсуждаемые катрены лишь малая часть всего трактата и тем более, что основная его часть – это специальная, практическая, методики по обучению и упражнения. Поэтому если общую часть можно обсуждать и философски анализировать, то к специальной части надо подходить очень осторожно. Без правильной методики и контроля со стороны учителя можно легко “съехать с катушек.” 🙂 В этой связи напомню о процессах в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе в конце 70-х годов в связи с результатами деятельности ряда клубов по практическому изучению катренов Чакра-муни. Я не буду сейчас об этом подробно распространяться – кто захочет, тот найдет об этом инфу в интернете (это популярная тема критиков катренов). Видимо это связано со специфическим феноменом “быстрого расширения сознания”. Если при нормальной практики медитации состояние Саматхи достигается в сроки от 1,5 до 3 и более лет практики. То при использовании методики специальной части катренов, состояние близкое к Саматхи мы получаем уже через 5-6 месяцев и это средний срок! И поэтому без четкого и умного руководства этого процесса можно часто получил побочный эффект в виде психоза или чего то еще…

    Собственно ничего супер нового в практики Чакра-муни нет, просто скорость процесса ускорена за счет более интенсивной и разнообразной методики. В частности сосредоточении на внутренних и внешних центрах, системе расслабления с переходом от самоконтроля до “состояния пустоты”, т.е. медитации без мыслей. Затем, практики выхода из себя с контролем перемещения – это и есть видимо наиболее опасная часть начального курса. Ну пожалуй пока все 🙂

    #853
    ИскательИскатель
    Адепт

    Маг, мы пока обсуждаем смысл части катренов Чакра-муни общей части – к специальной мы еще и не касались! Спасибо за предупреждения, но я думаю, что кто этим в принципе интересуется в курсе осторожности в отношении работы со специальной частью катренов. Я слышал кое-что о попытках реальной практики в ряде клубов Москвы. Смущает честно говоря часто диаметрально разная информация о результатах – видимо это тоже сильно зависит от наставников и применяемых ими методов.

    #859
    КайКай
    Адепт

    Хотелось бы внести кое-какие разъяснения по самим катренам. Часто задаются вопросы – почему известны одни части катренов, а другие менее известны. “Общая” и “специальная” части Чакра-муни подразделяются на разделы, подразделы и т.д. Естественно разделение чисто условное и введено учеными еще в 19 веке. Кстати, г-жа Блаватская вообще отрицала всякое деление на части, ну это к слову.
    Г-н Топоров при цитировании в докладе приводит лишь первый раздел состоящий из трех подразделов “общей” части. Это и еще знаменитые и широко всем известные 60 катренов. Тогда как всего в “общем” разделе более 300 катренов (в зависимости от первоисточника от 321 до 352).
    Что касается “специальной” части катренов, то только первый раздел включает в себя более 600 катренов, в том числе в первом подразделе 156 катренов, во втором 212, в третьем 85, в четвертом около 120 и в пятом 91. А всего таких разделов пять, хотя переведены менее трети всех известных катренов, и то кусками из разных разделов и частей.

    #860
    АватарИомдар
    Ученик

    61.
    Есть тайна, ждущая ответа,
    Где чрево, давшее все здесь?
    Где вход для огненного света,
    Что взрывом мир построил весь?

    62.
    Колодец тьмы, что входит в точку,
    Где слиты плотность с пустотой,
    Есть переход лишь в мир иной,
    Как рыбы есть пузырь воздушный.

    63.
    Есть чрево-Мать, в покровах ночи
    Что ждет тот миг чтоб вход открыть,
    Для вспышки эманаций мощи,
    И время мира запустить.

    64.
    Все изначально и бескрайно,
    Все сжато силой и темно,
    Все в ожидании начала,
    Без времени лежит в ничто.

    65.
    Еще нет разума, блаженства,
    Причинности событий нет,
    И нет кому страдать безмерно
    Раз слиты миг и вечность здесь.

    66.
    Семь уровней сознанья
    Для воплощенья мира
    Даны тебе в познанье
    В владениях стихии.

    67.
    В круговороте мира
    В познании четвертом
    Почувствуй Око мира
    Где скрыт основы логос.

    68
    Как можешь высоко ты
    Подняться в поднебесье,
    Лишь сможешь сам ответить
    На тот вопрос извечный.

    69.
    В цепи кружащих воплощений
    Вокруг того, кто создал мир,
    Ты движешься наверх с надеждой,
    По лестнице идущей вниз.

    70.
    Блистающий в великом чреве
    Энергий высших и миров
    Дал жизнь колесам мирозданья
    Создав систему из сынов

    71.
    Семь сыновей, пять высших сфер,
    Ось иерархии Вселенной,
    Для каждой сферы свой удел,
    Свой слой материи и света.

    72.
    Лишь сверху луч всезнанья видит,
    Из нижних уровней – взгляд слеп,
    Познай же путь наверх к Владыке
    Слуга, что дал ему обет.

    73.
    Пусть Поле разума, ответит,
    Огнем не жгучем опалит,
    Даст волю и энергий силу,
    И веру в путь ему вселит.

    74.
    Пройди, познай и сбрось покрова три,
    И ты увидишь семь в системе,
    И в ослепительно-горящей тьме,
    Лети, осознавая формы семя.

    75.
    Все исходит из двух основ,
    Творца душ духов и сознанья
    И Матери, что родила,
    Все формы мира и запретов грани.

    76.
    Вращая колесо миров,
    Перебирая формы мира,
    Владыка ищет суть основ,
    То царство, что природе мило.

    77.
    Пусть триста миллионов раз
    Заря взойдет над новым миром,
    И столько же заката гибель,
    Разумной жизни опыт даст.

    78.
    И средь расплавленных потоков,
    Морей огня, несущих смерть,
    Восстанут горные отроги
    Земли, обретшей свою твердь.

    79.
    Пусть твердь твердеет, остывая,
    Из недр выбрасывая вздох,
    И жизнь, рождаясь из кристалла,
    Смягчает формы, неся плод.

    80.
    Миры воды, огня и суши,
    Переплелись, дав жизни шанс,
    В соревновании жестоком
    Ил жизни в море воссоздать.

    81.
    Единство разума распалось,
    Дух разделился для боев,
    Чтоб посреди великой брани,
    Взрастить достойных для богов.

    Выдержки в переводе академика В.Н. Топорова с санскрита.

    #869
    МагМаг
    Ученик

    Неожиданно наткнулся на один научный труд на тему: “Концепция пространства и времени в катренах Чакра-муни”. Спешу оповестить об этом факте аудиторию интересующихся катренами Чакра-муни и дать ссылку: http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/4469.html

    #871
    ТрофТроф
    Ученик

    Маг, я уже читал данную работу.
    Кстати по методике Чакра-муни советую почитать книги Р. Монро, он все там очень подробно расписывает!

  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.